Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
График работы линии консультаций 1С

Лучший пользователь 1С:ИТС

Эвотор


Ответы на часто задаваемые вопросы о пособиях

 

Вопрос 1. Следует ли работодателю сообщать в территориальный орган ФСС РФ, участвующий в пилотном проекте, об очередном отпуске женщины, получающей ежемесячное пособие по уходу за ребенком и работающей неполное рабочее время?

В соответствии с абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 28.01.2014 г. «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется работнику, который работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и одновременно получает пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Ч. 3 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по заявлению работника во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком он может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Поэтому, если работник, работающий на условиях неполного рабочего времени или на дому и находящийся в отпуске по уходу за ребенком, желает воспользоваться правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, то ему следует прервать отпуск по уходу за ребенком.

Прерывание отпуска по уходу за ребенком влечет прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В рамках пилотного проекта получателям пособий напрямую выплачивает территориальный орган ФСС РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Территориальный орган Фонда социального страхования РФ сведениями о начале и окончании отпуска женщины не располагает и данные сведения может получить только от страхователя, поскольку в соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Формы реестров утверждены Приказом ФСС РФ от 15.06.2012 №223 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения». В соответствии с п. 2.6 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (Приложение №6 к Приказу №223) в столбце 17 «№ и дата приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, дата начала и окончания отпуска» указываются номер, число, месяц и год приказа страхователя о предоставлении получателю пособия отпуска по уходу за ребенком, в скобках указываются число, месяц и год начала и окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. В заявлении о выплате пособия (оплате отпуска), форма которого утверждена Приказом ФСС РФ от 17.09.2012, также указываются дата и номер приказа, дата начала и окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

Таким образом, поскольку в случае ежегодного очередного отпуска отпуск по уходу за ребенком прерывается, страхователь обязан сообщить об этом в территориальный орган ФСС РФ. В случае несвоевременного сообщения страхователь несет ответственность в соответствии с п. 16 «Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 гг. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294: расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации. По окончании ежегодного оплачиваемого отпуска работнику следует снова оформить отпуск по уходу за ребенком, получателю пособия следует вновь написать заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, заполнить заявление о выплате пособия (оплате отпуска), а страхователю вновь представить в территориальный орган ФСС РФ сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, при этом территориальный орган ФСС РФ производит расчет пособия вновь.

Вопрос 2. Следует ли исключать из расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком, пособия по беременности и родам периоды временной нетрудоспособности, когда работник по основному месту работы предъявлял к оплате листок нетрудоспособности, а по совместительству не предъявлял, поэтому в справке о заработке с работы по совместительству данные периоды не указаны как исключаемые из расчета?

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее -ФЗ №255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Приказом Минтруда №182н от 30.04.2013 г. утверждена форма справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Раздел 4 указанной справки включает количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 14 ФЗ №255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части первой указанной статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись».

Поскольку периоды временной нетрудоспособности подтверждены листками нетрудоспособности по основному месту работы, то их следует исключать при расчете пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, независимо от того, предъявлялись ли листки нетрудоспособности для оплаты по совместительству.

Вопрос 3. Каким образом работодателю оплатить листок нетрудоспособности, выданный в Германии? Что понимать под легализацией листка нетрудоспособности? Можно ли выплатить работодателю пособие по временной нетрудоспособности на основании документов, выданных иностранным государством?

В соответствии с п. 7 «Порядка выдачи листков нетрудоспособности», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ №624 н от 29.06.2011, документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации (далее врачебная комиссия) могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.

В соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, к которой Российская Федерация присоединилась 31.05.1992, документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, предназначенные для представления в официальные органы государств-участников Гаагской конвенции, могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения. Поскольку Германия входит в перечень стран, являющихся участником Гаагской конвенции 1961 г., то консульская легализация документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, не требуется.

В соответствии с указанной Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентным органом одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль) удостоверительная надпись. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми он скреплен. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.

Согласно ст. 3 данной Гаагской Конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

После удостоверения посредством апостиля, производится перевод документов и верность перевода свидетельствуется нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 №101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Поэтому территориальный орган ФСС РФ вправе не принять к зачету указанные расходы, поскольку основанием для назначения пособия является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 5 ст. 13 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Вопрос 4. Достаточно ли перевести документы о временной нетрудоспособности, выданные за границей, на русский язык и заверить у нотариуса для выплаты пособия по временной нетрудоспособности?

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, участницей которых является Российская Федерация, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная 22.01.1993 в Минске государствами-членами СНГ, определяют порядок, в соответствии с которым документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств-участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения.

Конвенция о правовой помощи подписана Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Грузией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Молдавия, Туркменистаном, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной.

Договоры о правовой помощи заключены с Азербайджанской Республикой, Республикой Албания, Алжирской Народной Демократической Республикой, Республикой Болгария, Боснией и Герцеговиной, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, Королевством Испания, Республикой Кипр, Киргизской Республикой, Корейской Народно-Демократическая Республикой, Республикой Куба, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Македония, Республикой Молдавия, Монголией, Республикой Польша, Румынией, Словацкой Республикой, Республикой Словения, Тунисской Республикой, Республикой Хорватия, Чешской Республикой, Эстонской Республикой, Союзной Республикой Югославия. Перечень стран имеется на официальном сайте МИД РФ.

Если же страна в данный перечень не входит, то требуется либо консульская легализация, либо проставление апостиля в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.

20 Мая 2014