Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
Мероприятия
В данный момент мы готовим новую программу мероприятий. 
Узнать о новых мероприятиях, посмотреть записи прошедших вебинаров и видеоуроков, вы можете с помощью сервиса HelpMe.
Все мероприятия
График работы линии консультаций 1С

Эвотор

Планирование выездных налоговых проверок

 

Общедоступным документом, которым регулируется планирование выездных налоговых проверок, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Об актуальности Концепции свидетельствует письмо Минэкономразвития РФ от 22.11.2011 №ОГ-Д05-2589, а о необходимости налоговым органам в своей деятельности руководствоваться ею указывает суд – Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 №15129/11.

Концепция предусматривает планирование выездных налоговых проверок, как открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Для отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок Концепцией предусмотрены критерии оценки рисков.

  1. Налоговая нагрузка

Первый критерий – налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Легальное понятие термина «налоговая нагрузка» раскрывается не в актах законодательства о налогах и сборах, а в Федеральном законе от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Под налоговой нагрузкой понимается расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

В соответствии с позицией ФНС РФ, изложенной в письме от 22.03.2013 №ЕД-3-3/1026@, официальная методика расчета величины налоговой нагрузки, используемая налоговыми органами в рамках контрольных мероприятий, определена в соответствии с положениями НК РФ и отражена в Концепции. Величина налоговой нагрузки, согласно Концепции, определяется для налогоплательщика как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Указанный способ определения величины налоговой нагрузки не учитывает страховые взносы.

В Концепции (приложение №3) приведены показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за период с 2006 по 2012 гг.

Сам по себе факт низкой налоговой нагрузки не свидетельствует о том, что налогоплательщик использует незаконные методы оптимизации налогообложения. Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть: незначительный период деятельности налогоплательщика, минимальная наценка на залежалый товар, предоставление скидок на новый товар с целью выхода на рынок.

  1. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов

Следующий критерий – отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Ст. 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Однако от получения убытков никто не застрахован. Убыток представляет собой финансовый результат хозяйственной деятельности организации, на размер которого влияет сумма произведенных в налоговом периоде расходов, которые учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в случае соответствия их требованиям, перечисленным в ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К таким документам относится вся первичная бухгалтерская документация, которая подтверждает полученный финансовый результат (письмо Минфина РФ от 03.04.2007 №03-03-06/1/206).

При этом извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ).

Как правило, налогоплательщиков, у которых имеются убытки, вызывают на «убыточные» комиссии. Вызов на заседание комиссии по работе с убыточными организациями не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Постановление ФАС ДО от 27.03.2013 №Ф03-917/2013). Порядок действий (отбор, вызов, процедура рассмотрения) налоговых органов на комиссиях, в том числе по работе с убыточными организациями определен в письме ФНС РФ от 17.07.2013 №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Такие комиссии не следует игнорировать, а лучше подготовиться – предоставив налоговикам письменные пояснения причин получения убытков. К примеру, расшифровать основные статьи затрат с указанием суммы и доли в общей сумме расходов, которые повлияли на конечный результат предпринимательской деятельности.

  1. Значительные заявленные суммы налоговых вычетов по НДС

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Согласно Концепции доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 мес.

Показатель исчисляется по следующей формуле:

Доля вычетов = НДС к вычету / НДС исчисленный х 100%.

В случае превышения указанной выше нормы налогоплательщиков вызывают на комиссии по НДС. Порядок проведения таких комиссий регулируется письмом ФНС РФ от 17.07.2013 №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Необходимо отметить, что обеспечение налогоплательщиком прибыльности своей деятельности за счет возмещения НДС неправомерно и противоречит положениям п. 1 ст. 2 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 №10423/04).

  1. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Данный критерий используется по налогу на прибыль организаций. Исследуются доходы и расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). Если расходы растут быстрее, чем полученные доходы, то налогоплательщики с такими показателями вызовут у налоговиков подозрения.

Дополнительно сотрудниками налоговых органов проводится анализ темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности. При сравнении анализируется пропорция между доходами и расходами в налоговой отчетности с аналогичными показателями в бухгалтерской отчетности.

Указанные показатели анализируются налоговиками за год в сравнении с несколькими периодами.

  1. Заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Информация о показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ берется из следующих источников:

1) Официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат);

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);

4) Официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Данный показатель налоговики сравнивают за год. Налогоплательщиков, которые подходят под данный критерий, приглашают на так называемые «зарплатные» комиссии. Требование налогового органа явиться на заседание комиссии по легализации «теневой» заработной платы не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение ВАС РФ от 18.02.2008 №1218/08).

В некоторых организациях заработная плата работника ниже, чем МРОТ (Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2013 МРОТ установлен в сумме 5205 руб. в мес. Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.08.2013 №508 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за 2 кв. 2013 г.» в Нижегородской области МРОТ установлен в сумме 7140 руб.). Однако беспокоиться в плане налоговых доначислений руководству организации не стоит, поскольку начисление и выплата заработной в размере, меньшем чем МРОТ, является нарушением трудового законодательства, но не является налоговым правонарушением (Письмо ФНС России от 19.03.2009 №3-6-04/66, Постановление ФАС МО от 28.10.2009 №КА-А40/10697-09). Заработная плата может быть ниже, чем МРОТ, если работник работает на условиях совместительства или в режиме неполного рабочего времени, что также подтверждается в Письме ФНС РФ от 31.08.2010 №ШС-37-3/10304@.

Дополнительно необходимо отметить, что исходя из судебно-арбитражной практики, налоговикам достаточно проблематично доказать наличие «неофициальной» заработной платы:

– только свидетельские показания не могут служить однозначным доказательством, поскольку могут быть использованы только наряду с другими доказательствами. При этом, как правило, многие показания носят приблизительный характер (постановления ФАС ЗСО от 12.08.2013 №А27-18388/2012, ФАС ДО от 13.06.2013 №Ф03-1425/2013, ФАС СЗО от 06.03.2013 №А05-193/2011 ФАС ПО от 05.03.2013 №А65-18177/2012);

– расхождение в уровнях заработной платы внутри компании между работниками и указание в объявлениях о вакансиях более высокой заработной платы, чем по факту, также не свидетельствует о совершении налогового правонарушения, поскольку такие факты можно расценивать лишь как косвенные признаки (Постановления ФАС СЗО от 13.05.2010 №А56-32859/2009, ФАС УО от 08.04.2009 №Ф09-1768/09-С3);

– полученные налоговыми органами от кредитных учреждений документы физических лиц, которые представлялись при получении кредита, с более высокой заработной платой, чем по факту, сами по себе не подтверждают фактическое получение работником денежных средств именно в таком размере (Постановления ФАС СЗО от 07.12.2010 №А56-38852/2009, ФАС УО от 30.09.2009 №Ф09-7349/09-С3).

6. Применение специальных налоговых режимов при неоднократном приближении к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов

При применении данного критерия налоговыми органами будут приниматься во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 раза и более в течение календарного года):

– на упрощенной системе налогообложения будут анализироваться такие показатели, как выручка, численность, стоимость основных средств;

– на едином сельскохозяйственном налоге будет подвергнута анализу сумма дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

– на едином налоге на вмененный доход исследованию подвергнутся физические показатели, используемые при исчислении налога.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода

По указанному критерию анализу подвергаются индивидуальные предприниматели, у которых доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

Согласно Письму ВАС РФ от 11.11.2004 №С5-07/уз-1355 «Об определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 №169-0» оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами допустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком.

Только экономия на налогах от сделки не может свидетельствовать о наличии деловой цели, поскольку в силу ст. 2 ГК РФ сделка должна быть направлена на извлечение прибыли, т.е. на получение экономического эффекта в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

9. Непредставление налогоплательщиком информации и документов

Этот критерий необходимо учитывать налогоплательщикам, которые не представляют пояснения, затребованные налоговиками в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ, либо документы.

В силу положений ст. 23 НК РФ, ст. 29 Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» налогоплательщик обязан обеспечить безопасные условия для хранения документов и их защиту от изменений. В случае утраты документов налогоплательщик обязан предпринять меры к их восстановлению. При отсутствии документов у налогоплательщика последнему откажут в применении налоговых вычетов по НДС, что соответствует положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ».

10. «Миграция» налогоплательщика

Особое внимание налоговиков привлечет «хождение» налогоплательщика между налоговыми органами – два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица.

Исходя из практики при «миграции» налогоплательщика налоговому органу по новому месту учета передаются дела, в том числе информация о включении налогоплательщика в план проверок на предстоящий период. Если же налоговым органом по старому месту учета вынесено решение на проверку, то в данном случае:

– привлекаются сотрудники правоохранительных органов для участия в проверке (Письмо ФНС РФ от 25.07.2013 №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»);

– в состав проверяющих для оказания содействия в осуществлении мероприятий налогового контроля включается сотрудник налогового органа по новому месту учета налогоплательщика.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности

В приложении №4 к Концепции приведены данные уровня рентабельности по сферам деятельности за период с 2006 по 2012 гг.

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности более 10% у налоговиков вызовет пристальное внимание к таким налогоплательщикам.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Последний критерий Концепции содержит перечень признаков и иных дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика. Указанный перечень составлен по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики. При этом признаки ведения деятельности с налоговым риском оцениваются в совокупности и взаимосвязи, и, соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков (письмо ФНС РФ от 11.02.2010 №3-7-07/84).

Признаки ведения деятельности с налоговыми рисками (сомнительные сделки):

– отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

– отсутствие данных о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных или торговых площадей;

– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);

– наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

– отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности контрагента реально выполнить условия договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

– отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности, рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

– выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения;

– существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика и т.п.

В целях информационной поддержки на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица (письмо ФНС РФ от 26.08.2011 №АС-4-2/13988).

 

16 Октября 2013