Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
График работы линии консультаций 1С

Лучший пользователь 1С:ИТС

Эвотор


Принимаем на работу гражданина Украины

 

Согласно ст.11 ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства.

Таким образом, прием на работу гражданина Украины зависит от правового статуса соискателя.

1. Если гражданин Украины признан беженцем или получил временное убежище

Беженец или лицо, получившее временное убежище, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без оформления разрешения на работу. Данная льгота предоставляется ему до момента утраты (лишения) статуса беженца или временного убежища (пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Работодатель может принять такое лицо без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Беженцы осуществляют трудовую деятельность на территории РФ наравне с гражданами РФ (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1). В связи с этим указанные лица принимаются на работу в общем порядке, предусмотренном для оформления трудовых отношений с гражданами РФ. Таким образом, трудоустройство на работу лиц, получивших временное убежище на территории РФ, осуществляется в аналогичном порядке, поскольку законодательством не установлено иное.

Чтобы трудоустроить беженца, а также лицо, получившее временное убежище, работодателю необходимо выполнить следующие действия:

1. Направить соискателя на предварительный медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

2. Запросить у соискателя обязательные для приема на работу документы. При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона №115-ФЗ. Для беженца таким документом является удостоверение беженца. Форма удостоверения утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 №356 (абз. 1, 2 п. 7 ст. 7 Закона №4528-1, п. 1 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 №356). Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения о выдаче удостоверения беженца).

Для иностранца, который получил временное убежище, документом, удостоверяющим личность, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п. 9 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 №274). Оно выдается на срок до одного года в соответствии с формой, приведенной в приложении №3 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81 (п. 8 Порядка предоставления временного убежища, п. 2 Порядка, приведенного в приложении №4 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 №81).

Национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, остаются на хранении в ФМС России (его территориальном органе), поэтому не предъявляются работодателю (п. 8 ст. 7 Закона №4528-1, п. 10 Порядка предоставления временного убежища).

2) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (Письмо Роструда от 15.06.2005 №908-6-1).

3) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Что касается признания в Российской Федерации документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2014 №01-52-574/06-1295, согласно которому вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученного в иностранном государстве, регулируются ст. 107 закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 и 3 ст. 107 закона «Об образовании» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 №1694-р.

Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

В настоящее время между Российской Федерацией и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:

Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000);

Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28.01.2003).

В указанных международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.

Согласно ч. 4 ст. 107 закона «Об образовании», иностранное образование и (или) иностранная квалификация, не подпадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 №1391 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2014, регистрационный №31387).

Если документ об образовании оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа.

4) Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Кодексом, иным федеральным законом, не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдается органами внутренних дел. Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в ФКУ ГИАЦ МВД России.

5) Документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона №115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

6) Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется через работодателя (часть 4 ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию.

При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, оформлять такое свидетельство им не нужно.

3. Ознакомить соискателя с локальными нормативными актами.

4. Заключить трудовой договор.

5. Оформить приказ о приеме на работу.

6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку.

7. Заполнить личную карточку принятого работника.

Обращаем внимание на то, что вопрос уведомления государственных органов (ФМС России, службы занятости, налоговых органов) о приеме на работу беженца не урегулирован. До появления официальной позиции по этому вопросу рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующие государственные органы.

1.    Если гражданин Украины прибыл в РФ на законных основаниях и не признан беженцем (не получил временного убежища).

В таком случае гражданин Украины вправе осуществлять трудовую деятельность, если имеет разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Для трудоустройства данного лица работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, так как гражданин Украины прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ, ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997)).

Трудовые отношения с лицом, прибывшим в РФ на законных основаниях и не признанным беженцем (не получившим временное убежище), оформляются в порядке, который предусмотрен для приема на работу иностранных граждан. О привлечении указанной категории работников к трудовой деятельности необходимо уведомить соответствующие государственные органы.

2.      Если гражданин Украины прибыл в РФ без документов, дающих ему право на законное пребывание в РФ и осуществление трудовой деятельности.

Без документа, удостоверяющего личность, миграционной карты, разрешения на работу и т.д. работодатель не вправе принимать гражданина Украины на работу.

За незаконное привлечение к трудовой деятельности указанного лица работодатель может понести административную ответственность. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, рекомендуем направить иностранного гражданина в региональное отделение ФМС России для оформления документов, необходимых для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

Уведомление ИФНС

Работодатель обязан уведомлять налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранца. Причем независимо от того, в каком порядке он прибыл в Россию: на основании визы или в безвизовом порядке. Сделать это можно в течение 10 дней со дня заключения с ним трудового или гражданско-правового договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ). Для уведомления рекомендуем использовать форму, которая приведена в Письме ФНС России от 24.08.2007 №ГИ-6-04/676@.

Налогообложение лиц, получивших временное убежище

Статус: временное пребывание

Страховые взносы в ПФР:

При заключении трудового договора на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года работодатели уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от их года рождения. Если договор заключается на срок менее шести месяцев, то суммы выплат не подлежат обложению страховыми взносами.

Страховые взносы в ОМС:

Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 10 закона №326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона №115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

Таким образом, если временно пребывающее лицо без гражданства не является беженцем, производимые выплаты временно пребывающему лицу без гражданства не облагаются страховыми взносами на обязательное медицинское страхование (ФОМС).

Страховые взносы в ФСС

Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно п. 1 ст. 2 закона №255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, выплаты, производимые временно пребывающему лицу без гражданства, не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы в ФСС от НС.

Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

Согласно ст. 5 Закона №125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

Таким образом, выплаты, производимые временно пребывающему лицу без гражданства, подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

НДФЛ.

Работодатель удерживает у сотрудника 30% налога на доходы до момента приобретения статуса налогового резидента (п. 3 ст.224 НК РФ).

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если на дату начисления выплаты сотрудник станет резидентом РФ, ставка НДФЛ составит 13%.

24 Сентября 2014