Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
Эвотор

График работы линии консультаций 1С

Исковая деятельность налоговых органов – взыскание налогов в судебном порядке

 

Исковая деятельность налоговых органов в судах – процесс по защите интересов государства при рассмотрении споров в судах с участием налоговых органов. Аналогичное значение термина «исковая деятельность налоговых органов в судах» содержится во вводной части Приказа ФНС России от 09.02.2011 №ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».

Как правило, защита интересов государства налоговыми органами осуществляется в случае оспаривания налогоплательщиками актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц. В таких случаях налоговые органы выступают в судебном процессе в качестве ответчика (налоговые споры).

Между тем, судебный спор «рождается» не только из-за возражений налогоплательщика, но и по инициативе налоговых органов. Право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски (заявления) закреплено в пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Право на обращение в суд реализуется налоговым органом посредством предъявления следующих исков (заявлений):

1. О взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Указанная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, необходимого условия его существования. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.  Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. При этом взыскание обязательных платежей – как вопрос, относящийся к сфере налоговых правоотношений, является предметом ведения Российской Федерации (Определение КС РФ от 25.12.2003 №455-О, Постановление КС РФ от 17.12.1996 №20-П).

Случаи, когда взыскание налога (пени, штрафа) производится в судебном порядке, установлены в п. 2 ст. 45 НК РФ:

– с организации, которой открыт лицевой счет1.

Положение указанной нормы права распространяется на бюджетные организации, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», с бюджетных учреждений взыскание задолженности по налогам  и сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, применение установленной ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено п. 2 ст. 45 НК РФ.

Правило о судебном взыскании налоговых платежей распространяется и на случаи, когда бюджетные организации получают денежные средства от осуществления коммерческой деятельности. Из Постановления Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 №4252/08 следует, что НК РФ не содержит исключений из судебной процедуры взыскания в отношении имущества, приобретенного такой организации за счет средств от предпринимательской деятельности.

Необходимо отметить Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 №15856/12, в котором отражено, что гарантии судебной защиты для бюджетных учреждений распространяются на случаи проведения зачета недоимки, поскольку зачет является разновидностью (формой) принудительного взыскания задолженности, погашение задолженности перед бюджетом осуществляется в отсутствие волеизъявления налогоплательщика.

С 01.01.2015 взыскание задолженности в судебном порядке по налогам (пеням, штрафа) с организаций, которым открыты лицевые счета, будет осуществляться, если взыскиваемая сумма превышает 5 млн руб. 2:

– с дочерних (зависимых) или основных (преобладающих, участвующих) обществ.

Основанием для обращения в суд и удовлетворения заявления налогового органа необходимо соблюдение следующих условий:

а) у дочерней компании недоимка, возникшая по итогам проведенной налоговой проверки, не погашена в течение 3 месяцев;

б) общества признаются дочерними и основными в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации либо иным образом зависимым по признанию суда;

в) на счета материнской компании поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) дочернего общества. Либо с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному обществу и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

– с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Согласно Письму ВАС РФ от 11.11.2004 №С5-07/уз-1355 «Об определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 №169-0», оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели.

Правовая квалификация сделок связана с определением ее основополагающих признаков, позволяющих определить, какие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регулируют возникшие между сторонами отношения, т.е. при рассмотрении налоговых споров правовая квалификация сделок связана с определением вида реальной сделки по предмету, существенным условиям и последствиям (Определение КС РФ от 16.12.2002 №282-О).

Следует учесть правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 №3372/13: судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов. Такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога. В связи с этим само по себе несоблюдение судебного порядка взыскания налога при том, что решение налогового органа было предметом судебного контроля и признано законным, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Однако, если доначисление налогов произошло в результате представления налогоплательщиком документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения, которые в совокупности с другими выявленными налоговым органом обстоятельствами не подтверждают факта реального осуществления им хозяйственных операций с поставщиком, то такие нарушения не обусловлены изменением юридической квалификации сделок. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 №16064/09.

Необходимо учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ.

Нельзя не отметить, что неправомерное применение специального налогового режима в отношении фактически осуществляемого вида деятельности, не влечет изменения юридической квалификации сделки, характера деятельности и статуса налогоплательщика (Постановления АС 3 СКО от 22.10.2014 №А32-15534/2013, ФАС СЗО от 24.04.2014 №А42-196/2013).

– с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Указанное положение введено с 01.01.2012 вместе с нормами НК РФ о трансфертном ценообразовании.

2. О взыскании налога (пени, штрафа) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Рассмотрение дел о взыскании налога (пени, штрафа) за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Если на момент подачи налоговым органом заявления о взыскании налога (пени, штрафа) физическое лицо утратило статус индивидуального предпринимателя, то такое заявление должно рассматриваться в суде общей юрисдикции, в том числе за период осуществления физическим лицом ранее предпринимательской деятельности (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).


1 Лицевые счета – счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством (п. 2 ст. 11 НК РФ).

2 п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

3В рамках реформы судебной системы, связанной с объединением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в связи со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 04.07.2014 №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» с 06.08.2014 Федеральный арбитражный суд переименован на «Арбитражный суд».

22 Декабря 2014


Оставить отзыв о нашей работе
Выразите свое мнение о работе Группы комапаний «ЛАД».
Нам важен отзыв каждого клиента!

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение

Задайте Ваш вопроc эксперту

Нужна консультация
Андрей Каленкин
заместитель руководителя отдела сопровождения
тел. (831)
 
2-333-666
 

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение

Задайте Ваш вопроc эксперту

Нужна консультация
Людмила Короткая
директор ООО «Аудит & право»
тел. (831)
 
2-333-666
 

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение

Задайте Ваш вопроc эксперту

Нужна консультация
Ирина Филатова
руководитель отдела по работе с клиентами
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 4090

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение


Задайте Ваш вопроc эксперту

Нужна консультация
Александр Щукарев
руководитель отдела ИТС
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 4121

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение

Задайте Ваш вопроc эксперту

Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение

Письмо директору

Дмитрий Петров
генеральный директор

Мы в ГК «ЛАД» тщательно следим за качеством услуг, которые оказываем своим клиентам. Ваши отзывы и предложения помогают нам совершенствовать уже существующие направления и развивать новые.

тел. (831)
 
2-333-666
 

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение

Задайте Ваш вопроc эксперту

Нужна консультация
Елена Солнцева
руководитель экспертной службы продаж
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 4317

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение
Оставить отзыв о нашей работе
Выразите свое мнение о работе Группы комапаний «ЛАД».
Нам важен отзыв каждого клиента!

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение