Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
График работы линии консультаций 1С

Эвотор

В новый год – с новым законом о бухгалтерском учете

 

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402 – ФЗ) взамен ранее действовавшего Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ.

Целями Закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Новое определение бухгалтерского учета является более лаконичным и в то же время более емким.

Сфера действия Закона №402-ФЗ существенно расширена. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены:

- индивидуальные предприниматели;

- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

- нотариусы;

- иные лица, занимающиеся частной практикой.

Кроме того, отдельно упомянуты такие экономические субъекты, как государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов, Банк России.

Отдельной нормой в Законе №402-ФЗ закреплено, что он применяется в следующих случаях:

- при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;

- при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление;

- при ведении бухгалтерского учета в простом товариществе;

- при ведении бухгалтерского учета при выполнении соглашений о разделе продукции.

Согласно ст. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ

Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (в том числе адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете), вправе не вести бухгалтерский учет, поскольку данные субъекты экономической деятельности обязаны вести учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, независимо от применяемой системы налогообложения(пп. 5 п. 1 ст. 23, абз. 2 п. 8 ст. 346.5, п. 2, 9 ст. 346.29, 346.24, 346.53 НК РФ).

С 01.01.2013 все организации обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения.

Закон №402-ФЗ закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации.

Также в новом Законе изменены положения о законодательстве о бухгалтерском учете.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона №402-ФЗ различают федеральные, отраслевые стандарты и стандарты экономического субъекта.

Обращаем внимание, что международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона №402-ФЗ).

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом №402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона №402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона №402-ФЗ). Таким образом, и после вступления в силу Закона №402-ФЗ организации будут применять действующие положения по бухгалтерскому учету, методические указания и др.документы, утвержденные Минфином России.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: (в Законе №129-ФЗ такие понятия отсутствовали)

1) могут приниматься в отношении (ч. 9 ст. 21 Закона №402-ФЗ):

- порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами;

- организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета;

- порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности бухгалтерских служб и ведения бухгалтерского учета;

- порядка разработки стандартов.

2) принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 21 Закона №402-ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями) и применяются экономическими субъектами на добровольной основе (п. 5 ст. 24, ч. 8 ст. 21 Закона №402-ФЗ).

Стандарты экономического субъекта:

- предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11 ст. 21 Закона №402-ФЗ);

- применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 13 ст. 21 Закона №402-ФЗ);

- могут быть разработаны и утверждены экономическим субъектом для обязательного применения дочерними обществами этого экономического субъекта (ч. 14 ст. 21 Закона №402-ФЗ).

Таким образом, организации могут разрабатывать отдельные стандарты бухгалтерского учета (по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.), в которых учтены специфика организации и условия хозяйствования. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона №402-ФЗ).

По поводу норм, касающихся руководителя.

По-прежнему ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель экономического субъекта.

Однако после вступления в силу Закона №402-ФЗ вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Законом №402-ФЗ устанавливаются требования, которым должны соответствовать главные бухгалтеры следующих экономических субъектов (ч. 4 ст. 7):

- ОАО (за исключением кредитных организаций);

- страховых организаций;

- негосударственных пенсионных фондов;

- акционерных инвестиционных фондов;

- управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;

- иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);

- органов управления государственных внебюджетных фондов;

- органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Ст. 7 Закона 402-ФЗ:

главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее 5 из последних 7 календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного отвечающего данным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор (ч. 4, 6 ст. 7 Закона №402-ФЗ).

Порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером в новом законе изложен более подробно. Помимо процедуры принятия (непринятия) спорных данных к бухгалтерскому учету в Законе №402-ФЗ устанавливается порядок отражения (основания неотражения) объектов учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности при возникновении разногласий.

Таким образом, мнение главного бухгалтера руководитель экономического субъекта учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру) (ст. 7 п. 8, п. 1 Закон №409-ФЗ).

Учетная политика

В отличие от Закона №129-ФЗ в новом Законе не перечислены обязательные составляющие учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и пр.). В этом нет необходимости, так как соответствующая информация содержится в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).

В Законе №402-ФЗ приведено только общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом, а также перечислены основные принципы ее формирования.

Еще одним отличием Закона №402-ФЗ является следующее: в нем отсутствует положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 Закона №129-ФЗ).

Основания для изменения учетной политики, указанные в Законе №402-ФЗ, в целом аналогичны приведенным в Законе №129-ФЗ. Однако формулировки нового Закона являются более точными. Например, там говорится, что для изменения учетной политики недостаточно любых изменений законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Необходимо также, чтобы изменились требования (очевидно, относящиеся к ведению бухгалтерского учета) этого законодательства РФ или нормативных актов.

Помимо разработки организацией нового способа ведения бухгалтерского учета условием для изменения ее учетной политики теперь признается еще и выбор ею иного уже существующего способа. Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 применение нового способа ведения бухгалтерского учета должно привести к одному из двух последствий:

- более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;

- меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Закон №402-ФЗ допускает изменение учетной политики не с начала отчетного года в случае, если такой порядок изменения учетной политики обусловлен причиной этого изменения.

В Законе №402-ФЗ отсутствует требование о включении в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности информации об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год (подобное требование содержалось в п. 4 ст. 13 Закона №129-ФЗ). Однако такая информация должна присутствовать в годовой бухгалтерской отчетности организаций, публикующих эту отчетность полностью или частично, на основании п. 25 ПБУ 1/2008.

Первичный документ

Первичные учетные документы, как и раньше, необходимо составлять в связи с каждым фактом хозяйственной жизни (ранее это требовалось делать в связи с каждой хозяйственной операцией). Однако в Законе №402-ФЗ отсутствует норма о том, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов. Это объясняется тем, что сейчас в бухгалтерском учете возрастает роль профессионального суждения бухгалтера, в частности, в вопросах квалификации фактов хозяйственной жизни, оценки объектов учета (в том числе с применением метода дисконтирования) и резервирования.

Важным новшеством является также отсутствие в Законе №402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ. С 01.01.2013 используемые в организации формы первичных документов утверждает ее руководитель.

Исключением являются организации государственного сектора. Для них формы первичной учетной документации устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

Перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов в целом остался прежним.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются (п. 2 ст. 9):

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона №402-ФЗ союзы «и (или)» указывают на возможность существования как натурального и денежного измерения одновременно, так и одного из них: или натурального, или денежного (среди действующих в настоящее время унифицированных форм есть такие, которые содержат только натуральный или только денежный измеритель. К первым относятся, например, табель учета рабочего времени, журнал учета движения товаров на складе, ко вторым - все кассовые документы (расходный кассовый ордер, приходный кассовый ордер и др.).

Закон №402-ФЗ требует указывать в первичном учетном документе кроме подписей лиц, совершивших сделку или операцию либо оформивших событие, их фамилии и инициалы. Ранее такое требование содержалось только в п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Закон №402-ФЗ не регламентирует порядок предоставления права подписи первичных учетных документов, не содержит перечня должностей лиц, подписывающих документы, которыми оформляются операции с денежными средствами. Очевидно, данные вопросы могут решаться экономическими субъектами по-разному.

Нормы ч. 5, 6 ст. 9 Закона №402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.

Закон №402 «О бухгалтерском учете» не содержит запрета на внесение исправлений в кассовые и банковские документы. Данное обстоятельство не означает, что с 01.01.2013 такие исправления разрешены. Дело в том, что в ч. 7 ст. 9 Закона №402-ФЗ содержится оговорка «если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета». При этом согласно п. 2.1Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 №373-П) и п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 №383-П) внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Исправления в других документах должны содержать, кроме даты исправления и подписей лиц, заверявших изначально эти документы, фамилии и инициалы этих лиц, либо иные реквизиты, необходимые для их идентификации.

В отличие от прежнего Закона «О бухгалтерском учете» в Законе №402-ФЗ отсутствуют положения, регламентирующие изъятие первичных учетных документов компетентными органами. Новый закон говорит лишь о необходимости включать в документы бухгалтерского учета изготовленные в установленном порядке копии изъятых документов.

Нормы Закона №402-ФЗ в отношении регистров бухгалтерского учета характеризуются следующими принципиальными отличиями.

1. Отсутствует положение о том, что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения в бухгалтерской отчетности (в отличие от п. 1 ст. 10 Закона №129-ФЗ).

2. Установлено, что формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (сейчас такое требование содержится в п. 4 ПБУ 1/2008).

3. Перечень обязательных реквизитов для первичных документов обязателен и для регистров бухгалтерского учета.

4. Содержание регистров бухгалтерского учета не относится законом к коммерческой тайне. Закон №402-ФЗ допускает наличие в договоре условия о предоставлении регистра бухгалтерского учета другому лицу.

Кроме того, введены нормы, регламентирующие внесение исправлений в регистры бухгалтерского учета и замену регистров копиями в случае их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные нормы аналогичны соответствующим нормам в отношении первичных учетных документов.

Инвентаризация имущества и обязательств

Важным изменением является то, что новый Закон №402 «О бухгалтерском учете» не содержит перечня случаев обязательного проведения инвентаризации. Такой перечень должен быть установлен законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Кроме того, Закон №402-ФЗ не регламентирует отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации. В нем говорится только, что выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Такая формулировка не допускает зависимость даты регистрации в бухгалтерском учете результатов инвентаризации от сроков окончания инвентаризации.

Для сравнения: п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49, устанавливает, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Аналогичная норма содержится в п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н.

Закон №402-ФЗ устанавливает безусловную обязанность экономических субъектов составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую отчетность).

С 01.01.2013 достаточно подписи руководителя экономического субъекта на экземпляре отчетности на бумажном носителе.

Из ч. 8 ст. 13 Закона №402-ФЗ можно также сделать вывод о том, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо.

Закон №402 «О бухгалтерском учете» не устанавливает требований к содержанию пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности и сама пояснительная записка в новом законе не поименована в составе форм бухгалтерской отчетности.

В отношении состава годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отличия Закона №402-ФЗ от прежнего закона «О бухгалтерском учете» следующие.

Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.

Ведь аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Закон №402-ФЗ позволяет избежать ситуации, когда часть бухгалтерской отчетности одновременно является документом, подтверждающим ее достоверность.

Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона №402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.

В отношении пояснительной записки отметим следующее. Согласно п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности» иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме. Можно предположить, что пояснения в текстовой форме фактически представляют собой пояснительную записку, поэтому она не поименована отдельно в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ч. 1 ст. 14 Закона №402-ФЗ.

Согласно Закону №402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года. Случаи, когда экономические субъекты обязаны составлять промежуточную отчетность, установлены законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 13 Закона №402-ФЗ).

И после 01.01.2013 продолжает действовать ПБУ 4/99, п. 48 которого предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н.

Таким образом, на основании приведенных выше норм организации и после вступления в силу Закона №402-ФЗ обязанысоставлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.

Обращаем внимание, что с 01.01.2013 организации также обязаны не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения (ст. 18 п. 2).

Представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности Законом №402-ФЗ не предусмотрено.

Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон №402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам.

Закон №402-ФЗ содержит положение о том, что обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений возложена на экономический субъект в целом. Вместе с тем ст. 15.11 КоАП предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

19 Февраля 2013


Оставить отзыв о нашей работе
Выразите свое мнение о работе Группы комапаний «ЛАД».
Нам важен отзыв каждого клиента!

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение