Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
График работы линии консультаций 1С

Эвотор

Отдельные моменты по налогу на имущество организаций

 

Организация приобрела здание под офис. С какого момента здание будет учитываться в составе основных средств и подлежать обложению налогом на имущество организаций?

Исходя из положений ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок учета основных средств установлен ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н), согласно п. 4 которого основанием для постановки имущества на баланс в качестве основных средств является единовременное выполнение следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основанием для принятия объекта недвижимости к бухгалтерскому учету является утвержденный руководителем организации акт о приеме-передаче здания (сооружения) (в данном случае по унифицированной форме №ОС-1а), который составляется на каждый инвентарный объект, что следует из п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утв.Приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н.

При этом отсутствие государственной регистрации объекта недвижимости не влияет на порядок уплаты налога, поскольку такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 №148). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 22.03.2011 №07-02-10/20.

Таким образом, в связи с тем, что приобретенное имущество обладает признаками основных средств, оно подлежит учету в качестве объекта основных средств с момента утверждения акта о приеме-передаче здания (сооружения) и обложению налогом на имущество организаций.

Организация приобрела оборудование для перепродажи. В связи с тем, что оборудование длительное время находится на складе, будет ли являться организация в данном случае плательщиком налога на имущество организаций?

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если единовременно выполняется ряд условий, в том числе: использование актива приносит организации экономические выгоды (доход) на протяжении свыше 12 мес. и организацией не предполагается последующая перепродажа данного актива.

В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н), материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, признаются товарами.

Таким образом, для исключения имущества из состава основных средств и учета его в качестве товаров по счету необходимо, чтобы оно было предназначено для перепродажи, то есть изначально было приобретено правообладателем по возмездной сделке, а затем намечено к реализации. Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 15.11.2011 №03-05-05-01/87, от 27.12.2007 №03-05-06-01/146.

Обязана ли организация подавать налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, если основные средства полностью самортизированы?

В силу ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, если основные средства используются в финансово-хозяйственной деятельности организации, то организация обязана представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на имущество организаций даже по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости таких основных средств.

Только после выбытия (списания с баланса) основных средств с учетом п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организация имеет право не представлять в налоговые органы декларации по налогу на имущество. Данная точка зрения подкрепляется позицией ФНС, изложенной в письме от 08.02.2010 №3-3-05/128.

Обязана ли организация-арендатор основных средств уплачивать налоги на имущество организаций с капитальных вложений в арендованные основные средства?

В составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Об этом указано в п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В соответствии с п. 46, 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств относятся к основным средствам. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат.

Учет арендатором произведенных капитальных вложений производится до их выбытия, при этом перечень случаев такого выбытия не закрыт.

В качестве выбытия, в частности, рассматривается возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений. Поскольку до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов, именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств.

Согласно п. 3 и 10 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются у арендатора как отдельный инвентарный объект в составе его основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, изменение первоначальной стоимости основных средств при их достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету сч. 01 «Основные средства» в корреспонденции со сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к сч. 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со сч. 01 «Основные средства» на сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Указанный порядок отражения затрат в виде капитальных вложений в арендованные объекты основных средств не исключает право сторон договора аренды определить момент компенсации арендодателем арендатору произведенных им расходов до расторжения договора аренды и возврата арендованного имущества. До наступления такого момента названные положения законодательства о бухгалтерском учете предписывают учитывать капитальные вложения в арендованные основные средства на счетах арендатора как лица, произведшего соответствующие расходы.

Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 27.12.2012 №03-05-05-01/80, от 04.04.2010 №03-05-05-01/18, от 03.11.2010 №03-05-05-01/48, от 24.10.2008 №03-05-04-01/37. При этом письмо Минфина России от 24.10.2008 №03-05-04-01/37 было предметом рассмотрения ВАС РФ и признано не противоречащим положениям действующего законодательства (решение ВАС РФ от 27.01.2012 №16291/11).

21 Апреля 2013


Оставить отзыв о нашей работе
Выразите свое мнение о работе Группы комапаний «ЛАД».
Нам важен отзыв каждого клиента!

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение