Нужна консультация
Виктория Бородина
Ведущий специалист по PR и маркетингу
тел. (831)
 
2-333-666
доб. 483
Задать вопрос эксперту
График работы линии консультаций 1С

Эвотор

«Праздничные» расходы

 

Как правило, в преддверии новогодних торжеств организации несут «праздничные» расходы – на украшение витрин, открытки, корпоративы и т.д. Правда, после новогодних каникул у бухгалтера может возникнуть масса вопросов о правильности списания «праздничных» расходов организации. О том, как правильно списать такие расходы, ответы нам даст судебная практика.

Итак, начнем с расходов, которые организацией понесены на оформление витрин (помещений, зданий).

Красиво оформленная витрина способствует не только праздничной обстановке, но и обычно увеличению доходов, поскольку новогодние праздники – это время повышения посещаемости магазинов и торговых центрах. При этом расходы на оформление витрин вызовут у налоговиков повышенное внимание.

Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Об этом, в частности, говорится в определении КС РФ от 04.06.2007 №320-О-П.

Судебная практика в данном случае на стороне организаций. К примеру, в Постановлении ФАС ВСО от 01.03.2007 №А33-10956/06-Ф02-725/07 изложен следующий вывод: затраты на приобретение елочных украшений для оформления торгового зала в канун новогодних праздников вызваны необходимостью принятия продавцами мер для привлечения покупателей

Интересный вывод сделан и ФАС МО по материалам Постановления от 25.11.2009 №КА-А40/12070-09: проведенные работы способствовали привлечению покупателей и активизации спроса (подарки к Новому году, продукты) и направлены на максимальное увеличение спроса и дохода организации в этот период; оформление внешнего вида и интерьера торгового центра, оформление и украшение витрин и прилегающей территории может повысить темпы роста спроса.

В судебной практике встречаются ситуации, когда оформление зданий является обязанностью организаций (на основании различного рода предписаний, приказов, писем, распоряжений региональных и местных органов государственного управления). В таком случае суды бесспорно встают на сторону организаций: постановления ФАС ПО от 07.12.2012 №А55-13133/2012, ФАС МО от 27.06.2011 №КА-А40/6029-11, ФАС СЗО от 12.07.2011 №А42-592/2009.

На основании изложенной выше судебной практики, затраты на украшение витрин (зданий, сооружений) можно будет списать в состав расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако списать в состав затрат расходы по украшению служебных помещений не получится, поскольку они, как не связаны с рекламной деятельностью организации, так и не направлены на получение дохода (постановления ФАС МО от 27.07.2011 №КА-А40/7350-11, ФАС ЗСО от 15.12.2010 №А70-6645/2009).

Следующие расходы связаны с приобретением открыток. На праздники, в т.ч. и на Новый год принято дарить не только значимые подарки, но и проявлять внимание в виде поздравительных открыток с различного рода пожеланиями. Суммы на открытки незначительны, однако и к таким расходам налоговики проявляют внимание.

На основании пп. 24 и 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов относятся расходы на канцелярские товары и расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, к которым в том числе относятся и расходы на приобретение открыток и конвертов. При этом, вне зависимости от символики на открытках и конвертах, если они используются организацией по прямому назначению, то есть в качестве средства связи (почтовой корреспонденции), то расходы на их приобретение подлежат учету в составе прочих расходов как канцелярские товары. Признавая недействительным решение налогового органа в данной части, суды, установив, что приобретаемые обществом открытки и конверты с символикой заявителя не включались в безвозмездно передаваемые клиентам новогодние подарочные наборы, использовались по прямому назначению в качестве почтовых принадлежностей отделами и работниками заявителя, то есть являлись, по сути, средством связи, а не товаром, вследствие чего, стоимость их приобретения правомерно отнесена в состав прочих расходов. Данный вывод следует из Постановления ФАС МО от 03.09.2013 №А40-22927/12-107-106.

При этом, как обычно следует, вместе с открытками организации дарят и подарки. Расходы, осуществлённые на приобретение подарков, которые впоследствии передаются работникам организации безвозмездно, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, что соответствует положению п. 16 ст. 270 НК РФ. Кроме того, вручение новогодних подарков работникам не относится к поощрению за труд либо оплате труда, следовательно, организация в силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ должна исчислить и уплатить НДС при безвозмездной передаче новогодних подарков работникам (постановления ФАС ЦО от 22.05.2013 №А14-10046/2012, ФАС ВВО от 23.01.2006 №А17-2341/5/2005). Об обложении стоимости подарков НДС в связи с безвозмездной передачей указано также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 №1001/13.

Однако если подарки выдать за конкретные достижения в работе, то такие затраты можно будет учесть в качестве расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) и не исчислять НДС со стоимости безвозмездно переданных подарков, поскольку в данном случае отсутствует безвозмездность и присутствует выполненное встречное обязательство работником – выполнение своих трудовых обязанностей (Постановление ФАС СЗО от 13.09.2010 №А26-12427/2009).

В случае же дарения подарков своим покупателям в связи с празднованием Нового года такие расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. являются обоснованными, документально подтвержденными и связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС МО от 23.01.2013 №А40-45035/12-116-94.

Завершающим официальным аккордом является проведение новогоднего корпоратива, расходы на который являются значительными. К сожалению, судебная практика по вопросу учета расходов на проведение корпоратива в целях налогообложения прибыли не на стороне организаций. В частности, в Постановлении ФАС ЗСО от 19.11.2013 №А67-7663/2012 отражено: положительный эффект от осуществления спорных выплат, увеличение производительности труда не свидетельствуют об осуществлении деятельности, направленной на получение организацией дохода. Ссылка организации в жалобе на увеличение объема производства продукции, об увеличении выручки судом не была принята во внимание, поскольку доказательств того, что увеличение дохода произошло в связи с проведением корпоративных мероприятий и находится в причинно-следственной связи с действиями конкретных лиц, направленных организацией в командировки, заявителем не представлено.

В другом рассмотренном деле суд сделал вывод, что спорные выплаты (проведение новогодних мероприятий, новогодний фуршет) являлись разовыми и не включались в состав затрат по оплате труда, стоимость указанных затрат не подлежит учету при исчислении налога на прибыль (Постановление ФАС ВВО от 13.08.2012 №А29-10480/2011).

В Постановлении ФАС МО от 27.07.2011 №КА-А40/7350-11 (определение ВАС РФ от 31.12.2011 №ВАС-14202/11) суды по результатам анализа документов пришли к выводу, что затраты, понесенные по организации мероприятия, не являются производственными расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Данные расходы неправомерно также рассматривать в качестве расходов на рекламные мероприятия, так как такие расходы не отвечают требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ и понятию «реклама», установленному Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», не преследуют цели воздействовать на потребителя для продвижения продукции, идей и начинаний.

17 Января 2014


Оставить отзыв о нашей работе
Выразите свое мнение о работе Группы комапаний «ЛАД».
Нам важен отзыв каждого клиента!

Общая информация

Контактная информация

Текст сообщения


Пользовательское соглашение