Как ИИ поможет ускорить процесс закупок и упростить работу закупщиков на этапе выбора лучшей цены
Руководитель «Лад.Технологии» Ксения Плесовских рассказала, как ИИ упрощает работу закупщиков, беря на себя самый трудоемкий процесс сопоставления позиций между коммерческими предложениями
Давайте представим, что мы хотим построить дом, уже нарисован чертеж и определены все-все-все материалы, которые нам потребуются для его сборки, включая краску, кисти. электрику, пластиковые трубы…
На большом производственном предприятии такой список элементов проектировщики передают в отдел закупок, в нем легко может быть несколько тысяч изделий, и задача закупщиков приобрести материалы именно с указанными характеристиками.
Главная проблема в работе с данными о товарах заключается в их неоднородности.
Данные по структуре отличаются не только от базы предприятия, но и между предложениями отдельных поставщиков и невозможно заставить поставщиков привести все в единообразный вид, т.к. они сами зависят от цепочек поставок и ориентированы не на одного покупателя.
А так как у нас на рынке свободная конкуренция, далеко не все компании могут позволить себе указать в этом списке краску конкретного бренда или марки, а ограничиваются только ее цветом, матовостью, материалом поверхности и иногда какими-то особыми условиями, например, устойчивостью к низким температурам.
И вот тут начинается боль закупщиков, потому что в поисках товаров на сайтах или делая запросы коммерческих предложений, они бывают вынуждены сидеть и вручную сравнивать требуемые характеристики всех указанных материалов со всеми имеющимися предложениями.
Это долгая, монотонная и совершенно не интересная работа, а в некоторых источниках еще может и не быть всей информации, чтобы сказать с полной уверенностью, что это именно то, что требуется.
Для решения этой задачи мы разработали ИИ, который умеет сопоставлять между собой разные наименования товаров и выдавать степень их сходства (цифровой менеджер по закупкам).
Благодаря нашему участию в одном из холдингов время закупок удалось сократить с 18 до 4 рабочих дней, что дало прямой экономический эффект от ускорения производства новой продукции на 14 рабочих дней.
Но и это еще не все, для проектировщиков иногда бывает значима очень узкая характеристика, например, морозостойкость краски, которая отсутствует в прайс-листе, и чтобы ее узнать, мы ищем такую же позицию в нескольких открытых источниках и если находим и убеждаемся, что характеристика присутствует и не противоречива между источниками, предлагаем данные для обогащения.
В этом нам помогает наша собственная платформа мониторинга цен HiBrain. Сейчас на ней только в области стройматериалов ежедневно мониторятся более 100 сайтов, от маленьких региональных до больших маркетплейсов. Накопленная база позволяет легко находить нужные характеристики и заодно валидировать цены не только прайсами поставщиков, но и их рыночными значениями.
Источник: VC
Подпишитесь на рассылку
чтобы не пропустить самое важное
#Новости
GPTZATOR, Project Lad и AI-революция в управлении компанией
Марат Мухарьямов
3 июля 2025